пятница, 8 февраля 2013 г.

антонина ивановна милюкова жена чайковского

Заметим, что о самой женщине, которая будет служить лишь ширмой перед обществом «презренных тварей» (т. е. людей вполне нормальных и, может, положительных), здесь никто и не думал.

«…я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты разной презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям мне близким».

Примерно в то же самое время, что и Анатолию, композитор отправил Модесту Ильичу совсем другие письменные откровения. Он признавался, что время от времени посещает некий тайный дом на окраине города – «педерастическую бордель», что бороться с собственной природой ему тяжело. И далее – открытым текстом о причине будущей женитьбы:

Только слукавил Петр Ильич перед Анатолием: никакого решительного отказа Антонине Ивановне он не объявлял. Может, и хотел объявить, потому что с самого начала, заметим, она была ему «противна», но передумал. Тому причиной явилось не только злополучное наследство Милюковой, которое нуждающемуся композитору, то и дело ожидавшему подачек меценатки фон Мекк, казалось желанным выходом из его материальных затруднений. (Наследство действительно существовало после смерти отца Антонины Ивановны – лес в Клинском уезде. Только из-за него передрались родственники, и получить его оказалось проблематично.) Главное – мысль о собственном перерождении как нравственном примере для боготворившего его брата Модеста, который отличался тем же «неправильным» пристрастием, не давала Чайковскому покоя.

Здесь говорится, разумеется, о Милюковой: ни от кого другого письменных предложений о браке композитор не получал, равно как и обещаний наследственного капитала в качестве приданого.

«Кандидатки на супружество со мной сменяются ежеминутно, – но ни на ком не могу остановиться. Одна девушка даже сама письменно предложила мне руку и сердце, объяснивши, что уже три года влюблена в меня страстно. Она в письме своем обещала быть моей «рабой» и присовокупляет, что имеет десять тысяч капитала. Я ее когда-то видел и помню, что она смазлива, но противна. Вследствие того я ей объявил решительный отказ».

Но почему же надежды «стать таким, как все» Петр Ильич связал именно с Антониной Милюковой? Ведь еще в январе 1877-го, незадолго до ее признания, он был страстно влюблен в своего бывшего ученика – скрипача Иосифа Котека. К тому же Чайковский сообщал брату Анатолию следующее:

Между тем Чайковский, человек в общении весьма обаятельный, умело скрывал от непосвященных неординарную природную склонность к своему же полу. Судя по письмам к друзьям, он мучился от этой «ненормальной» тяги, хотел быть «таким, как все», иметь семью и детей. К тому же один из приятелей Чайковского с теми же «природными» склонностями, некто В. С. Шиловский, весьма удачно женился на женщине старше себя и приобрел приличное состояние. Чайковский бывал у него дома и своими глазами убедился, что женитьба, оказывается, вовсе не страшна и можно с успехом побороть свою природу. Да и Шиловский в откровенной мужской беседе советовал сделать то же самое…

«То, что мне понравилось в Вас, я более не найду ни в ком, да, одним словом, я не хочу смотреть ни на одного мужчину после Вас… Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой…»

Лишь через четыре года тайной влюбленности в Петра Ильича Антонина решилась написать ему, открыться в своем чувстве.

Встреча оказалась роковой для обоих. Но в большей степени – для Антонины Ивановны, сразу влюбившейся в композитора. Тогда девушка и понятия не имела ни о его зарождавшейся славе, ни о гениальности. Спустя время в одном из писем к мужу она упомянет об этом факте, говоря, что полюбила в нем не гения, а само его лицо, взгляд, приветливость… Да и в то время Чайковский, еще не создавший основных крупных произведений, был популярен лишь в узких музыкальных кругах, нигде более его пока что не знали.

Как-то, зайдя в соседний номер к своей близкой подруге, Антонина Ивановна впервые встретила Петра Ильича, забежавшего туда «на огонек», – по дороге из расположенной неподалеку Московской консерватории, где он тогда преподавал.

Драматические семейные обстоятельства сыграли свою роль в судьбе Антонины: матери удалось добиться, чтобы ее поместили учиться в закрытое учебное заведение в Москве. Окончив его, девушка решила поселиться самостоятельно в дешевых меблированных комнатах. Она сумела стать вполне приличной музыкантшей и могла заработать себе на жизнь уроками. Правда, своего рояля у нее не было, а значит, и приходящих учеников – тоже. Судя по некоторым сведениям, Антонина в основном зарабатывала шитьем. Барышня это была эмоциональная, возможно, даже несколько экзальтированная.

Маленькая Антонина стала предметом новых распрей между разошедшимися родителями. Ей исполнилось семь лет, когда отцу с помощью полиции удалось забрать младшую дочь из частного пансиона и увезти в свое имение в Клину. Но тут враждующих супругов Милюковых настиг новый удар: их четырнадцатилетняя дочь Елизавета была обольщена одним из домашних учителей, нанятых отцом. Ребенка, рожденного от этой связи, сдали в воспитательный дом, юную мать отправили в монастырь. А вскоре внебрачные дети стали рождаться и у Ольги Никаноровны…

Поступок этой женщины станет понятнее и объяснимее, если хоть немного знать ее историю. Рано лишившись матери, она еще юной была выдана отцом, оставшимся с пяти детьми, чуть ли не за первого встречного, кто пожелал стать ее мужем. С первых же лет совместной жизни стали очевидны несходство взглядов и привычек этих супругов, неуживчивость их характеров – оба оказались вспыльчивыми и неуравновешенными. Один за другим рождались дети, но семья счастливее от этого не становилась. А когда Милюковы обосновались в Москве, и вовсе начались скандалы. Ольга Никаноровна, не обиженная внешними данными, с упоением окунулась в вихрь светских удовольствий, посещала балы и вечера, на которых заимела немало поклонников. Поздние ее возвращения домой раздражали мужа, он осыпал Ольгу Никаноровну попреками и бранью, неоднократно давал волю кулакам, а однажды в холодное время года, посреди ночи, выставил полуодетую «распутницу» на улицу. И однажды Ольга Никаноровна, не выдержав, сбежала от Милюкова и поселилась отдельно вместе с маленькой Антониной. Разъяренный супруг подал на нее в суд, а жена выступила с ответным иском – по поводу того, что Милюков и в браке не отказывал себе в противоестественных радостях и жил с их дворовым человеком. Человек этот подтвердил сказанное на суде…

Рок преследовал Антонину Милюкову едва ли не с рождения. Девочка была совсем крошкой, когда ее мать совершила немыслимый по тем временам поступок: бросила мужа и детей, прихватив с собой лишь младшую – Антонину.

- - Опубликовано 07.05.2008 в 21:06 (1849-1917)

Женщина всегда загадка

> Антонина Ивановна Милюкова-Чайковская

Знаменитые женщины » Архив блога » Антонина Ивановна Милюкова-Чайковская

Комментариев нет:

Отправить комментарий