среда, 6 февраля 2013 г.

народы причерноморья в раннем железном веке

В списке деяний Асархаддона (681-668 гг. до н.э.) содержится следующий отчет о его триумфе: «И Теушпу киммерийца, воителя Манда, обитающего далеко, поразил я на земле страны Хубушкиа вместе с его войсками оружием моим».2 «Воитель Манда» созвучно с областью Манна. Можем ли мы усматривать здесь указание на область меотов (маитов, майотов и др. написания)? Термин ман/манд в двух ассирийских документах выступает как второе название страны происхождения киммерийцев либо как база их военных операций, куда они имели возможность возвращения после неудачных экспедиций. Имя киммерийского вождя - Теушпа - вполне подходит под антропологическую традицию Северо-Западного Кавказа. Его можно разложить на две части: 1) Теуш - Зеуш, адыгская фамилия; Дзепш - адыгский термин для определения предводителя войска; а также еще ряд похожих имен и терминов. 2) -па, абхазо-абазинское «сын». Либо предположим перестановку корневых согласных и что более аутентичный вариант Теупша, где пша легко возводится к адыг. пщы - князь, предводитель, вождь. И, наконец, разбитие Теушпы/Теупшы на земле страны Хубушкиа может означать будущую Апсилию или Северную Колхиду. Здесь сразу вспоминается название племени абешла, упоминавшегося в одном контексте с кашками, северными соседями хаттов. Абешла вполне логично сопоставляют с апсил (апшил), а кашков с кашак/касак/касогами.3 И, наконец, компонент -шкиа может восходить к -шк-, т. е. шъхьэ (адыг. «голова»), lуашъхь (адыг. «курган»), ащьхьэ (абхазск.-абаз. «гора»). В этом случае мы получаем точное указание на горную территорию к северу от Урарту.

В первой половине VII в. до н.э. киммерийцы продолжили свои атаки на древневосточные деспотии. Теперь их мишенью стала сама могущественная Ассирия, усилению которой киммерийцы много поспособствовали своими нападениями на основного ее военно-политического противника в регионе - Урарту. Ассирийские канцеляристы этого периода знают страну Гимирраи, а вавилонский летописец сообщает об их неудачном вторжении в Ассирию.

Еще один ассирийский шпион Арадсин около 700 г. до н.э. в донесении начальнику дворца ассирийского царя сообщал, что «киммерийцы выступили из области Манна и в страну Урарту они вторглись». Согласно Е. И. Крупнову, на сей раз киммерийская атака на Урарту была совершена с восточной границы этого государства.1 Получается, что киммерийцы приходят откуда-то с северной стороны, но так как вся территория Закавказья была либо подконтрольна правителям Урарту, либо, в любом случае, хорошо им знакома, остается указать на Северный Кавказ как на отправную точку или коридор киммерийских походов. Область Манна локализуется таким образом либо на Северном Кавказе, либо в Северном Причерноморье. Топоним этот не чужд как исторической топонимике Северного Кавказа, так и северокавказским языкам. В специальной литературе это название не получило пока надежной интерпретации.

Древнейшее упоминание о киммерийцах содержится в письме ассирийского шпиона в Урарту Ашшурисуа царю Саргону II (722-705 гг. до н.э.). В этом документе киммерийцы фигурируют как народ гиммира, враждебный Урарту, а также указана страна Гамирр, локализуемая в позднейшей Каппадокии, т.е. к западу от Урарту. Важно отметить, что в средние века армянские историки называли Каппадокию Гамирк.

Итак, если киммерийцы и есть древние черкесы, то мы просто обязаны исследовать эту тему. В противном случае, мы все равно не имеем права не обратиться к этой теме, т.к. совершенно очевидно, что население Северо-Западного Кавказа вовлекалось в эти кавалерийские рейды. Рассмотрим письменные и архивные свидетельства о киммерийцах и древних меотах. Закономерно, что они будут перемежаться со сведениями о преемниках киммерийцев в Северном Причерноморье - скифах.

Каким образом автохтонное население Северо-Западного Кавказа в лице синдо-меотских племен, которые мы ниже для краткости будем маркировать как меотские, было связано с легендарными киммерийцами? В основном, это два варианта: 1) меоты и есть прямые потомки киммерийцев; 2) меоты входили в политическое объединение киммерийцев. Последнее, практически, за очень редким исключением, не вызывает сомнений у многих исследователей киммерийской проблемы, поскольку вполне надежно засвидетельствовано, что киммерийцы совершали свои походы в Закавказье, Анатолию и Ближний Восток именно через Северо-Западный Кавказ, т.е. страну меотов. В истории коневодства и всадничества эта героическая эпоха важна именно потому, что киммерийцы совершали, наверное, впервые в истории, конные походы и на поле боя воевали также, по всей видимости, верхом.

Ранний железный век - VIII-VII вв. до н.э. - на территории Северо-Западного Кавказа совпадает с этапом сложения единой меотской культуры. В существующей историографии обычно этот период именуют протомеотским или древнемеотским. Этот же период имеет и еще одно название - киммерийский. Впервые население Северо-Западного Кавказа и Северного Причерноморья получает определенное этническое имя по племени (или племенам?) киммерийцев в письменных источниках Передней Азии (ассирийские, урартские и пр.), а также в традиции древнейших эллинов, дошедшей до нас через посредство существенно более поздних авторов. Упоминание меотов по времени отстает от первых фиксаций этнонима кимер, но с самого начала имеет точную привязку к Северо-Западному Кавказу.

Голос Адыга - СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ. VIII-VII вв. до н.э.

Комментариев нет:

Отправить комментарий